Малое рондо

Малое рондо — это рондо с одной или двумя темами и ходами между ними. Условно однотемное малое рондо называется первой формой рондо (в быту «первое рондо»), а двухтемное — второй (в быту «второе рондо»).

Первая форма рондо

Однотемное рондо состоит из темы, хода и повторения темы. Оба раза тема звучит в основной тональности. Тема, как правило, написана в простой двухчастной или простой трёхчастной форме. Ход в малом рондо — это неустойчивое построение, сначала уводящее от главной тональности, а потом возвращающееся к ней.

Вторая форма рондо

Двухтемное рондо состоит из главной темы (в основной тональности), побочной темы (в побочной тональности) и повторения главной темы в основной тональности. Между проведениями тем — ходы. Ход от главной к побочной называется уводящим (он, как правило, небольшой, иногда может вообще отсутствовать), от побочной к повторению главной — возвратным (он, как правило, длиннее уводящего).

Отличительные черты тем и ходов малого рондо

Схематически форма малого рондо напоминает более простую по структуре составную трехчастную форму. Но это принципиально разные формы:

  1. Составная (сложная) трёхчастная форма — всего лишь набор из двух равнозначных простых форм, которые могут существовать самостоятельно: так, в традиционном варианте сложной трёхчастной формы из двух менуэтов каждый можно исполнить отдельно. В малом рондо существует иерархия тем (главная — побочная), которая отражается и в тональности (побочная тема всегда в побочной, т. е. не в главной тональности), и в структуре тем (побочная тема более рыхлая и размытая, главная же имеет более чёткую конструкцию), и в тематических связях. Если отдельно от составной трёхчастной формы отличить, который из менуэтов первый, а который второй, не представляется возможным даже после специальных тренировок, то главная и побочная темы малого рондо отличаются и вне собственно формы рондо.
  2. Форма малого рондо традиционно была формой медленной части (отсюда второе название обеих форм малого рондо вместе — форма Adagio, она же форма Andante), в то время как сложная трёхчастная — это форма менуэта и скерцо. Медленный темп располагает к более сложной и продуманной форме, в то время как темп скерцо приводит к более простой конструкции.
  3. Малое рондо — форма более высокого класса, чем составные. Она предполагает, помимо наличия модуляций (которых нет в составных формах) и противопоставления главной и побочной тем, также высокий уровень тематической работы и вообще композиторской работы в целом.

Эти отличия отражаются в терминологии (вместо «первая часть, вторая часть (трио)» и т.п. — главная тема, побочная тема, ход) и в знаках (вместо буквенных обозначений А Б А, указывающих на равнозначность разделов — отдельные обозначения тем и ходов T → T, указывающие на функциональную различность разделов).

Отличия первого и второго рондо

В реальной музыке грань между первым и вторым рондо размыта. Побочная тема во втором рондо может быть настолько рыхлой, что как тема воспринимается всего лишь четырёхтактовое предложение с половинной каденцией, после которого начинается ход на его же материале. При этом ход в первом рондо вполне может стремиться к какой-то цели в виде тональности (как бы уводящий ход), из которой он потом возвращается обратно (как бы возвратный ход). Получается, что если ход задержится в этой точке на несколько тактов, то форма превратится во вторую, не задержится — останется первой.