Мотив

Мотив – это наименьшая единица формы: звук или группа звуков, объединённых вокруг одной сильной доли.

Границы мотива и такта могут не совпадать. Чаще всего мотив наиболее ярко проявляется в мелодии, но может включать в себя весь комплекс средств.

Внутри мотива могут быть схожие мелодико-ритмические группы, не обладающие метрической самостоятельностью; они называются субмотивами.

Объединение двух мотивов, из которых первый лёгкий, а второй тяжёлый, называется фразой.

Й. Гайдн. Лондонская симфония № 103, Менуэт
form31

Способы мотивного развития

  • Проведение мотива в той же гармонии, но от другого звука;
  • Проведение мотива в другой гармонии;
  • Сужение интервалов в мотиве;
  • Расширение интервалов в мотиве;
  • Обращение (те же интервалы в противоположном направлении);
  • Изменение общего мелодического рисунка;
  • Мелодическое фигурирование мотива;
  • Ритмическое варьирование мотива;
  • Увеличение (пропорциональное укрупнение длительностей);
  • Уменьшение (пропорциональное укорочение длительностей);
  • Дробление (сохранение лишь части мотива);
  • Изменение метрического положения;
  • Варьирование протяжённости мотива (непропорциональное изменение ритма, вставка дополнительных звуков).