Общая характеристика простых форм

Влияние стихотворного текста на сложение музыкальной формы

Мелодия песни, интонируя текст, воспроизводила его метрические и структурные черты. Стопе в музыке соответствует мотив, строке – фраза, двум строкам – предложение, рифмам – каденции, а полное четверостишие даёт уже достаточно развёрнутую форму.

Метрическое строение простой формы

Минимальная метрическая цельность в музыке – это двутакт, т.к. для определения метра нужно как минимум больше одного раза повторить метрическую ячейку с ее последованием сильных и слабых долей. При этом второй такт в двутакте как бы отвечает на первый; он более сильный, он логически завершает двутакт.

На следующем уровне происходит объединение двутактов по такой же логике: второй двутакт отвечает на первый, и получается четырёхтакт. Два четырёхтакта складываются в восьмитакт, два восьмитакта в шестнадцатитакт. Дальше из-за ограничений человеческого восприятия эта схема уже не действует.

Получается особого рода метрическая организация, в которой количество тактов всегда равно степени числа «два» — она называется квадратностью.

Квадратность – это метрическая организация, при которой число тактов в построениях равно числу два, возведённому в какую-либо степень.

Тематическое строение простой формы

Все простые формы принципиально ограничены одной темой. Внутри них может быть развитие, но оно не приводит к смене основной музыкальной мысли.

Гармоническое строение простой формы

Все простые формы существуют в рамках одной тональности; вообще понятия «одна тема» и «одна тональность» в классической музыке рядоположны. Внутри простой формы возможно появление других тональностей, но все они возникают как укрупнённые функции внутри главной тональности. Например, даже если период заканчивается в побочной тональности, «на слух» не составит труда вернуться в главную, т.к. мы никоим образом не теряем её из виду. Это называется «малой модуляцией» («большая» существует лишь в формах рондо и сонатной, где переход совершается в новую тональность и новую тему одновременно).