Середина

Середина – это раздел формы, отличающийся гармонической неустойчивостью. По размерам середина простой трёхчастной формы должна соотноситься с экспозицией и репризой, т.е. при 8-тактовой экспозиции середина тоже должна быть около 8 тактов, однако часто она бывает больше или (реже) меньше.

Структурно и метрически середина отличается нестабильностью и непредсказуемостью. В ней не редкость корректно реализованные метрические восьмитакты и масштабно-тематические структуры, типичные для периода или большого предложения, но также нормальна и структурная рыхлость, подчёркивающая гармоническую неустойчивость.

Середина обязательно гармонически неустойчива (менее устойчива, чем экспозиция и реприза), но тональный план движения её непредсказуем, он сочиняется индивидуально для каждой середины. Встречается как пребывание в какой-либо побочной тональности (особенно доминантовой или параллельной; пребывание – это более-менее длительная остановка на одной гармонии или в одной тональности), так и движение по разным тональностям. При этом середина остаётся гармонически неустойчивой в рамках основной тональности простой форм (однотональной по своей сути), и все побочные тональности в ней – это лишь побочные гармонии основной тональности со своими побочными доминантами/субдоминантами.

Формы середины делятся на две основные группы: наиболее часто встречающиеся собственно серединные и реже возникающие формы экспозиционного типа (период, большое предложение). В формах серединного (то есть развивающего) типа есть два основных вида построений: ходообразное (гармонически подвижное, то есть в большинстве случаев модулирующее построение) и пребывающее (на в той или иной степени выдержанной гармонии). Они встречаются в любых комбинациях: просто ходообразное построение, просто пребывающее построение, ходообразное + пребывающее, пребывающее + ходообразное + пребывающее и т.д.