Реприза

Реприза с разной степенью точности повторяет первую часть. Её функция – утвердить основную музыкальную мысль и завершить форму.

Возможны фактурные изменения (добавление фигурации, изменения регистра, тембров, добавление новых голосов и т.п.), гармонические изменения (в очень широком диапазоне, единственное ограничение – реприза должна быть в основной тональности, как минимум закончиться в ней), структурные изменения (реприза может быть расширена или даже просто перестроена заново).

Возможны особые варианты репризы: реприза-кода (с повышенной ролью тоники, тоническим органным пунктом, постоянными «кадансирующими» оборотами), ложная реприза (когда есть два начала репризы: первое не в основной тональности и второе в основной), субдоминантовая реприза (тема начинается в тональности S и постепенно возвращается в главную тональность, обычно образуется от транспонирования экспозиции, заканчивавшейся на D, на кварту вверх), тональная реприза (редкий случай, когда в репризе нет как такового возвращения начальной темы; обычно компенсируется ее возвращением в коде).