Вторая часть безрепризной формы

Разнообразие гармонии, тематизма, структур во второй части вызывают многообразие форм. Степень гармонической устойчивости может варьироваться от полной устойчивости до крайней неустойчивости (хотя наиболее обычно ожидать движение от доминантовой функции к тонической); тематический материал может быть как полностью заимствованным из первой части, так и практически новым (хотя и редко); масштабно-тематическая структура второй части может быть любой. На основании этих признаков можно выделить пять основных вариантов второй части простой двухчастной безрепризной формы.

Вариант 1. Вторая часть типа дополнения или заключения

Образуется при повышенной роли тоники: это либо тонический органный пункт, либо откровенно «кадансирующая» гармония. В данном случае развития как такового во второй части не происходит (а обычная роль второй части — развитие и завершение), и поэтому такой вариант встречается не очень часто.

Постоянное кадансирование во второй части

Ф. Шуберт № 2 из 12 благородных вальсов D. 969, Op. 77
tsb3

Вторая часть на тоническом органном пункте

Л. Яначек «Киёвский» (Kyjovy, № 15 из сборника «Моравские танцы»)
tsb4
Ф. Шуберт Немецкий танец № 6 из 6 немецких танцев D. 970
schubert970-6

Вариант 2. Вторая часть в форме периода или большого предложения

В этом (тоже нечастом) случае гармония ориентирована на обычные экспозиционные пропорции в соотношении устоя и неустоя. Здесь развитие выражается в обновлении мотивов и в продвижении к иной гармонии; обычно гармония второй части заметно богаче и разнообразнее первой. Тематически всегда сохраняется очевидная связь с экспозицией. Вторая часть в форме периода или большого предложения оттеняет исходную музыкальную мысль и продолжает её, но никогда не несёт новую мысль.

Вторая часть как вариант первой

Ф. Шуберт Лендлер № 7 из 8 лендлеров D. 378
tsb2

Самостоятельная вторая часть

Ф. Шуберт Лендлер № 8 из 8 лендлеров D. 378
tsb1

Вариант 3. Гармонически неустойчивая вторая часть, структурно подобная периоду или большому предложению

В этом случае «первое предложение периода» или «начало большого предложения» излагаются с опорой на нетонические гармонии или в побочной тональности. Первая половина формы оказывается гармонически неустойчивой, что нехарактерно для обычного периода, но более чем уместно во второй части простой двухчастной формы. На практике такой вариант второй части часто сливается от варианта № 4.

Важно, что степень неустойчивости зависит от гармонии первой части:

Вторая часть, подобная большому предложению

Ф. Шуберт Вальс № 35 из 36 оригинальных танцев D. 365, op. 9
tsb7

Вариант 4. Вторая часть, состоящая из неустойчивой середины и устойчивого завершающего раздела

Середина — это самостоятельный неустойчивый раздел в простой форме, основная особенность которого — пребывание в области неустойчивых функций, побочных тональностей. Середина, как правило,не заканчивается на тонике, традиционный вариант её окончания — половинная каденция. Соотношение между серединой и завершающим разделом обычно 1:1, то есть при 8-тактовой первой части середина займет 4 такта и завершающий раздел — тоже 4. Принципиальное отличие от варианта № 3 — большая обособленность разделов; однако чёткого водораздела между этими вариантами нет, т.к. различие между ними лишь в степени обособленности. Если вторая часть является цельным построением — то вариант 3, если делится на два раздела — то вариант 4.

Распространённые варианты середины: стояние на доминантовой гармонии, пребывание в побочной тональности, секвенция по побочным тональностям, реже какие-либо другие гармонические неустойчивые варианты.

Середина в побочных тональностях

Ф. Шуберт Лендлер № 2 из 17 лендлеров D. 366
tsb8

Середина в параллельной тональности

Ф. Шуберт Экосез № 1 из 11 экосезов D. 781
tsb11

Середина в тональностях мажоро-минорного родства

Ф. Шуберт Вальс № 28 из 34 сентиментальных вальсов D. 779, op. 50
tsb6

Вариант 5. Вторая часть в виде неустойчивого развивающего построения, замкнутого каденцией

В отличие от вариантов 3 и 4, устойчивость здесь появляется лишь в самом конце — только в каденции.

Ф. Шуберт Немецкий танец № 5 из 12 немецких танцев/5 экосезов D. 420/529
tsb9
Ф. Шуберт Экосез № 2 из 11 экосезов D. 781
tsb12

Ф. Шуберт Вальс № 10 из 38 вальсов, лендлеров и экосезов D. 145, op. 18
tsb5