Предложение и период

Предложение и период – это наименьшие самостоятельные формы, т.е. формы, способные выразить относительно законченную музыкальную мысль.

Законченность мысли

В европейской классической музыке законченность определяется наличием в построении трёх логических этапов: изложение, развитие и завершение.

Минимальное условие самостоятельности формы – наличие как минимум четырёх сильных долей (т.е. четырёх тактов и, соответственно, четырёх мотивов), т.к. только второй двутакт, отвечая на первый, обладает логической весомостью, достаточной для завершения. При этом такая форма неспособна существовать отдельно, завершить её возможно лишь в следующем таком же «благоприятном» моменте – восьмом такте, по прошествии восьми сильных долей и восьми мотивов. Отсюда две основные величины предложения – четыре (только внутри периода) или восемь тактов (может существовать самостоятельно).

Предложение

Предложение – это наименьшая форма изложения темы или её части, которая состоит из четырёх или восьми тактов.

Четырёхтактовое предложение называется малым, восьмитактовое – большим. Слово «малое» обычно пропускается, и четырёхтактовое предложение в обиходе называют просто «предложением».

Гармонически для самостоятельности формы требуется хотя бы минимальное движение, развитие (проявляется в сопоставлении устойчивых и неустойчивых элементов), а также завершение при помощи весомого и функционально определённого оборота –каденции.

Каденция

Каденция – это оборот, который завершает музыкальное построение как сумма метрических (местоположение этого оборота в каденционных тактах) и гармонических факторов.

Каденции делятся по местоположению в форме на заключительные (в конце построения), серединные (в середине), вторгающиеся (когда каденция одновременно является началом следующего построения) и дополнительные (каденция в дополнении).

Каденции делятся по степени завершённости на половинные и полные. Полная каденция – это каденция на Т, обычно состоит из D и T. Половинная – это ½ от полной, т.е. только D; т.е. половинная – это каденция не на T. Полные каденции бывают совершенными (Т в основном виде и в положении основного тона на сильной доле метрически сильного такта после D, реже S в основном виде) и несовершенными (если хотя бы одно из этих условий не соблюдается).