Масштабно-тематические структуры

Масштабно-тематические структуры – это сочетания отдельных однотактовых мотивов и слитных двутактовых (=двумотивных) фраз.

Два одинаковых или похожих мотива образуют раздельное сочетание: 1 1. Два разных мотива образуют слитное сочетание: 2. Необходимая для разделения или слияния степень различия зависит от стиля композитора, контекста мотивов и определяется по сумме признаков, основной из которых в классической музыке – ритм. Ритмическое сходство или различие мотивов – основное; его дополняют или оттеняют мелодия, гармония и фактура.

Простой случай

В. А. Моцарт. Соната для фортепиано №10 K330, IV ч.
Слева 2 (два разных мотива, образующих единую неделимую фразу), справа 11 (два сходных мотива, образующих фразу, на слух чётко делящуюся на отдельные мотивы)
form41

Сложный случай

Несмотря на то, что мотивная схема предложения скорее намекает на схему 1111, здесь 22, т.к. мотивы объединены гармоний: в первой фразе невозможно оторвать D7 первого такта от его разрешения во втором такте, во второй фразе мотивы объединены непрерывным движением восьмыми и мелодическим различием.
В. А. Моцарт. Симфония №41, III ч.
form40

Таких структур всего четыре: периодичность, дробление, суммирование и дробление с замыканием. При их схематической записи буквами обозначаются мотивы, а цифрами — такты.