Организация цикла

Главная композиторская проблема в вариационной форме — создание цикла из множества похожих или непохожих пьес, так или иначе связанных тематически. Часто это приводит к созданию формы второго плана, в которой связаны не отдельные вариации, а группы вариаций. В таких случаях развитие часто идёт «волнами» по нарастающей, между которыми могут быть «островки спокойствия».
Простейший способ объединения небольшого количества вариаций в единое целое: тема, затем две-три строгие фигурационные вариации (как бы экспозиция), минорная вариация с чертами характерной (как бы средний раздел), одна-две вариации в мажоре, часто прямо напоминающие оригинальную тему (как бы реприза). При большом количестве вариаций таких волн может быть несколько, причем они сами могут уже образовывать подобную трехчастную структуру, может возникать рондообразность и т.п.

Пример

Й. Гайдн Соната № 31 ми мажор для фортепиано (1776), III ч.
Тема
thema
Вариация I
var1
Вариация II
var2
Вариация III, минорная (повторения выписаны)
var3
Вариация IV (повторения выписаны)
var4